Невозможное возможно или как увидеть шедевры из запасников музеев в Германии

Этим летом моя подруга рассказала мне замечательную историю о том, как она пришла в один из музеев Берлина и выразила интерес к творчеству Дюрера. На что смотритель музея отреагировал неожиданно: проводил ее в специальную комнату и принес ей из запасников оригинальные гравюры: «пожалуйста, любуйтесь-изучайте».

 

Поскольку в августе мы всей семьей решили поехать в Германию и в рамках этой поездки был запланирован визит в Кельн в Музей Людвига (http://www.museum-ludwig.de/) , я решила заранее проверить, нет ли чего-то подобного в нем. 

Музей Людвига обладает одной из самых больших и значительных коллекций фотографий 20 века. Музей открылся в 1976 году и всего через год после открытия приобрел большую коллекцию фотографий у Фрица Грубера. Именно она послужила основой современного фотографического фонда Музея.

 

Сегодня собрание охватывает европейскую и американскую фотографию с 1900 года и до наших дней. В нее входят работы таких мастеров как Анри Картье-Брессон, Роберт Капа, Август Зандер, Сесил Битон, Уильям Клейн, Ирвинг Пен, Ричард Аведон, Ман Рей, Альберт Ренгер-Патч, Ансель Адамс, Диана Арбус, Эжен Атже, Эрих Соломон, Эдвард Стайхен, Альфред Стиглиц, Маргарет Бурк-Уайт, Арнольд Ньюман, Бернд и Бренда Бехер, Роберт Мэплторп, Синди Шерман, Филип-Лорка ДиКорсиа, Андреас Гурски, Томас Руфф, Вольфганг Тильманс. Это далеко не полный перечень. Как можно заметить по перечисленным фамилиям авторов, Музей продолжает пополнять свое собрание работами современных фотографов. Со временем они тоже станут классиками.

 

Также Музей обладает внушительной коллекцией советской авангардной фотографии: Александр Родченко, Борис Игнатович, Георгиq Петрусов. Эта коллекция пополнилась благодаря приобретению собрания известного чешского теоретика и критика фотоискусства Даниэлы Мразковой.

Однако, в залах музея можно увидеть лишь очень маленькую часть огромной музейной коллекции. В мой первый визит в Музей Людвига этот факт меня расстроил. Хотя сама встреча с этими несколькими фотографиями сильно впечатлила. 

 

Возможно ли, что в Музее Людвига есть такая практика – приносить посетителям фотографии интересующих авторов для изучения? Я зашла на сайт музея и с замиранием сердца прочитала в разделе о коллекции фотографий:

 

The Study Room

In our Study Room, vis­i­tors can view works from the Pho­to­graph­ic and Graph­ic col­lec­tions up­on no­tice in ad­vance. This of­fer is ad­dressed to any­one in­ter­est­ed, from scho­lars to am­a­teurs.

 

Что в переводе на русский означает: "В нашей Учебной Комнате посетители могут увидеть работы из коллекции Фотографии и Графики по предварительному требованию. Это касается всех интересующихся: от научных сотрудников до любителей."

То есть буквально любой желащий может написать письмо музейному куратору с просьбой посмотреть работы, например, Александра Родченко в следующую пятницу до обеда. Что я и сделала. Правда, написание письма было не простой задачей. Потому что попросить посмотреть хотелось все, а нужно было выбирать... Я указала в письме советских фотографов Родченко, Игнатовича и Петрусова (соотечественники, таланты, must see), Маргарет Бурк-Уайт (потрясающей смелости женщина, стиль ее работ похож на стиль советских фотографов 20-30х годов), Августа Зандера (немецкий классик, его «Люди 20 столетия» уникальный проект-типология), Арнольда Ньюмана (один из моих любимых портретистов), Томаса Руффа и Вольфганга Тильманса (посмотреть, какие работы есть в коллекции - интересно же, какие работы этих современных фотографов купил музей).

В ответ на мое письмо-просьбу мне написала куратор музея: «приезжайте, пожалуйста. Ждем Вас во вторник в 10:00. Работы указанных Вами авторов будут подобраны к этому времени.»

 

Во вторник утром я была на ресепшене. Меня проводили в Study Room, пригласили ко мне молодую сотрудницу, которая помогала мне с просмотром. И выкатили тележку с большими коробками... 

Принесли извинения, что Руффа и Тильманса не привезли: один уехал на выставку, второй – выставлен в одном из залов Музея Людвига.

Но все остальное имелось в наличии. Мы надели перчатки и начали просмотр. 

Каждая фотография хранится в паспарту и закрыта калькой, защищающей от воздействия света. Причем паспарту оказалось двух видов: старого образца – оно закрывает края фотографии, и нового образца – она показывает всю фотографию целиком с краями, это дополнительная демонстрация аутентичности фотобумаги, на которой фотография напечатана. 

Фотографию можно класть на стол, а можно ставить на специальную деревянную подставку. Их в комнате несколько – под разный формат фотографий.

Начали мы с Советского Авангарда: Александр Родченко, Борис Игнатович, Георгий Петрусов. 

Как выяснилось, Родченко принесли не всего и я поинтересовалась, а где остальное? Я не видела многих известных фотографий, которые точно есть в коллекции. На что мне принесли каталог выставки "От Малевича до Кабакова. Русский авангард ХХ века из собрания музея Людвига" (выставка проходила в музее в 1993 году) и попросили указать, какие именно фотографии я хотела бы увидеть...

Каталог формата А4 на 279 страниц. Александру Родченко там отведено  10 страниц, на каждой из которой мелким текстом перечислены работы автора, находящиеся в собрании музея. 

Архивное хранение требует аккуратности и четкости. Каждая коробка имеет свой инвентарный номер. В ней обязательно хранится список с работами, которые в ней находятся. И каждая работа также пронумерована. 

Работ Маргарет Бурк-Уайт и Арнольда Ньюмана удалось посмотреть немного, уверена, в музейном хранилище есть еще. 

А вот Августа Зандера удалось посмотреть подробно. Причем помимо портретов из его самой известной книги «Люди 20 столетия» в собрании музея хранятся его пейзажи: городские и природные. 

Я провела в Study Room Музея Людвига три часа, могла бы и больше – ограничения по времени нет. Время пролетело незаметно за просмотром фоторабот и беседами об авангардной фотографии, об Августе Зандере, о распространенной в Германии практие посещения Study Room школами и университетами искусств.

 

Хотела поделиться с Вами этим интересным опытом и уникальной возможностью. Если Вы пишете научную работу по фотографии, если Вы изучаете определенное направление в фотографии, если Вам интересен конкретный автор – Вы можете приехать в Музей Людвига и увидеть оригинальные отпечатки. Единственное условие – необходимо заранее написать письмо кураторам музея на адрес in­fo@mu­se­um-lud­wig.de , указать интресующих Вас авторов и предупредить о своем визите.

 

А увидеть и подержать в руках оригинальные гравюры Дюрера, рисунки Рембранда и многое другое можно в Study Room Гравюрного Кабинета в Берлине:  http://www.smb.museum/en/museums-institutions/kupferstichkabinett/collection-research/study-room.html

Если Вы планируете посещение музеев в Германии, не поленитесь – зайдите на сайт музея. Если в нем есть Study Room, то с большой долей вероятности у Вас будет возможность ознакомиться с шедаврами лично, из первых рук. 

И напоследок еще несколько фотографий из числа тех, что я увидела в Study Room Музея Людвига (я сфотографировала только небольшую часть фотографий, которые удалось посмотреть): 


Яндекс.Метрика